13.11.2018
Весной 2018 года группировка беспилотных летательных аппаратов МРСК Северо-Запада пополнилась 26 единицами. Энергетики задействуют беспилотники сразу в нескольких направлениях работы, особая роль отведена им на учениях «Карелия-2018». Мастер службы воздушных линий Котласских электросетей филиала «Архэнерго» Павел Тихомиров вернулся с учений и рассказал об использовании БПЛА.
- Павел, поделитесь впечатлениями об участии в масштабных учениях энергетиков.
- Карелию в этом году я посетил дважды - в феврале в составе бригады уже выезжал для выполнения аварийно-восстановительных работ в город Олонец. А после вызова на учения мы с коллегами прибыли в город Пудож, в расположение РЭС-4. Организация и встреча порадовала: поселились в комфортном отеле, каждый день было организовано горячее питание. Кроме того, для нас провели вводный и первичный инструктажи, ознакомили с особенностями местности, рассказали о целях предстоящих учений.
- Какие работы Вы выполняли?
- Передо мной была поставлена задача - с помощью квадрокоптера проводить воздушные осмотры и облеты линий электропередачи различных напряжений, чтобы выявить необходимые объемы предстоящей работы, а также для определения дефектов и мест повреждения. В дальнейшем я выполнял осмотр и приемку трасс, на которых проводились расчистка и расширение.
- Расскажите о первом «знакомстве» с беспилотником.
- Квадрокоптер я впервые увидел в марте этого года, когда проходил обучение в Архангельске. Техника, ее возможности и оснащенность очень удивили и порадовали. Небольшое и компактное устройство обладает хорошими параметрами в плане дальности и высоты полетов, защитой от случайных столкновений и, самое главное, качеством съемки в формате 4К. Сначала, конечно, было трудно сосредоточиться на экране планшета, не хватало объема зрения вокруг камеры, и все время глаза непроизвольно поднимались на сам квадрокоптер, чтобы определить высоту, направление полета и препятствия, хотя вся исчерпывающая информация предоставлена на экране пульта управления: скорость, высота, направление движения и дистанция от точки взлета. Со временем все больше начинаешь привыкать к ориентированию на местности по пульту управления. Огорчает только одно - ограниченный ресурс автономности полета на одной аккумуляторной батарее. Максимально возможное время полета составляет 30 минут, когда в иных случаях необходимо больше времени.
- Упрощает ли работу энергетиков использование БПЛА?
- Опытная эксплуатация квадрокоптера этим летом, а также участие в учениях в Карелии показали полезность и привлекательность использования беспилотников. За летний период были произведены облеты сотен километров линий электропередачи напряжением 35-110 кВ, особенно удобно было использовать технику для приемки трасс после расчистки и расширения, выявления отдельно стоящих и угрожающих падением деревьев.
Было произведено множество верховых осмотров различных опор. Удобство заключается в том, что на осмотр одной опоры уходит в разы меньше времени, чем если бы такой осмотр производили электромонтеры. Ведь при соблюдении всех мер безопасности и допусков на осмотр одной опоры уходит до двух часов, не учитывая удаленность и тип опоры, против 10-15 минут при помощи квадрокоптера.
Незаменимым помощником БПЛА является и при поиске нарушений, помогает оперативно произвести послеаварийный осмотр линий, особенно в труднодоступных и труднопроходимых местах.
Конечно, это не предел, и хочется, чтобы параметры были лучше, время и дальность полета больше, а эксплуатационная применяемость позволяла использовать БПЛА и в дождливую погоду, и при отрицательных температурах. Надеюсь, что в будущем мы сможем применять в работе еще более современную технику.
Съемки квадрокоптером на учениях в Карелии - Павел Тихомиров |
11 фото