16.06.2017
Что общего между футболом и электроэнергетикой? Как и в футболе, в энергетике многое зависит от диспетчера (в футболе «диспетчера» на поле также называют «плеймейкер») - от его навыка видеть общую картину событий, умения быстро принимать верное решение в сложных, а порой и в стрессовых ситуациях.
Разумеется, в электроэнергетике диспетчеру необходимы глубокие технические знания. Здесь ошибки дорого обходятся, поэтому очень важно уметь довести нужную информацию до ремонтных бригад: в очередной, пусть и в сто первый раз, доходчиво напомнить о неукоснительном выполнении правил техники безопасности.
Без права на ошибку
Всеми этими качествами обладает диспетчер Корткеросского РЭС «Южных электрических сетей» филиала МРСК Северо-Запада «Комиэнерго» Виктор Мамонтов. В этой организации он трудится уже почти 32 года! В конце 70-х годов он из родного Корткеросса уехал учиться на инженера – механика в Ленинградский сельскохозяйственный институт. После его окончания два года работал по специальности в местном совхозе, который до горбачевской перестройки был в числе передовых в республике, затем еще непродолжительное время трудился там же в Корткероссе в системе жилищно-коммунального хозяйства.
В энергетику Виктор Генрихович пришел в 1985 году. До 1998 года был электромонтером, а затем уже стал диспетчером. Как уже говорилось выше, работа эта весьма специфическая, а еще нужно постоянно быть в форме. Под поддержанием «формы» подразумевается постоянная учеба. Каждый диспетчер раз в пять лет проходит курсы повышения квалификации. Надо идти в ногу со временем. Если в советские времена у диспетчеров были только стационарные телефоны, то сегодня уже нельзя обойтись без компьютеров и сложного телеметрического оборудования.
В сферу ответственности Корткеросского РЭС входит шесть подстанций, разбросанных друг от друга на десятки километров. Диспетчер должен указать ремонтным бригадам точное место, где нужно устранить нарушение, выбрать оптимальный маршрут движения на транспорте, а затем, если понадобится, и пешком. Последний момент очень важен, поскольку бригадам нужно нести с собой провода, изоляторы, крепеж, наборы инструментов.
Каждый выезд на задание – это отдельная история. Бывают среди них в некотором смысле и курьезные. Одну из них рассказал начальник Корткеросского РЭС филиала «Комиэнерго» Александр Изъюров. По его словам, у энергетиков есть такое правило, если техник не разобрался в причинах перебоев с поставкой электроэнергии на линии, то следом за ним идет мастер. Если и он не может понять, в чем причина неполадки в сетях, то наступает очередь следующего специалиста рангом повыше. Однажды выйти «в поле» пришлось и самому Александру Ивановичу. Он обратил внимание на мешок, брошенный рядом с линией электропередачи, - вокруг него летали вороны. В мешке оказались селедочные головы. Вот они и стали причиной аварии. Точнее даже не они, а вороны, которые облюбовали опору линии электропередачи в качестве своего «обеденного стола». Кислая селедочная шелуха на какое-то время вывела из стоя систему проводки.
Сельский конструктор
Помимо вуза Виктор Мамонтов учился еще на радиотехника и газосварщика. Эти специальности были нужны ему, чтобы осуществить свою детскую мечту – взлететь в небо на самолете собственной конструкции.
Как-то ему на глаза попалась статья «Самолет на корде», опубликованная в 1968 году в журнале «Моделист – конструктор». В ней рассказывалось о школьнике, который соорудил летательный аппарат. Почему бы не последовать его примеру? Виктор к тому времени уже посещал кружок юных авиамоделистов, который в то время работал в Корткероссе.
К практической реализации своей мечты Виктор Мамонтов приступил в конце 90-х годов. Причем получилось так, что он в то время начал строительство своего дома. И дом этот, в первую очередь, должен был послужить мастерской. Именно поэтому он специально рассчитал, чтобы одна из его комнат была в длину 7,5 метра, а оконный проем был рассчитан как раз на то, чтобы сборный аппарат можно было вынести на улицу. Само расположение дома было выбрано с таким расчетом, чтобы из него технику без проблем можно было доставить в летний период до местной взлетной площадки, а зимой до реки.
По примеру своих предшественников из 20-30-х годов прошлого столетия, начинающий конструктор взял за основу летательного аппарата дерево. Точнее даже сказать, что отходы древесного производства. В селе Мордино он купил за 700 рублей четыре кубометра отходов от лесопиления. Из них он настругал деталей весом в 50 килограммов: обшивка, крылья... «Нужен мне был тогда лишь хороший рубанок, циркулярная пила, чтобы пилить и стругать», - поясняет Виктор Генрихович.
Сложнее всего было с двигателем. Ему его подарили от списанного снегохода. На зимней Вычегде состоялись первые смотрины диковинной для сельской глубинки техники. По словам Виктора Мамонтова, ему удалось подняться над землей лишь сантиметров на 50: «Чувства полета не ощутил, но напряжение в крыльях было». Перепрыгнув через несколько сугробов, самолет встал на прикол до весны. Было понятно, что для реального полета не хватает мощности двигателя, да и саму конструкцию летательного аппарата надо было делать более легкой.
О том полете у сельского конструктора не осталось на память ни одной своей фотографии. Зато охотно на фоне самолета позировали сами корткероссцы. Благодаря им и сохранились документальные свидетельства той легендарной попытки покорить небо.
Сегодня Виктор Мамонтов готовится вновь сесть за штурвал своего второго самолета. Уже есть самое главное – двигатель, который он минувшей зимой уже осторожно обкатывал на аэросанях собственной конструкции. Плюс к этому есть ценные советы по самолетостроению, которые он почерпнул от встреч с такими же, как он авиамоделистами, с которыми встречался в Москве и Московской области.
Во всех начинаниях его поддерживает семья. Сын Дмитрий, правда, больше интересуется мотоциклами, но и его помощь иногда тоже не бывает лишней. Жена Ирина Владимировна также никогда не скажет, мол, все брось и будем наконец-то жить как все: «Оставить мужа без мечты я не могу».
Осенью Виктор Мамонтов планирует выйти в отпуск и осуществить свою детскую мечту. А если опять не получится? Виктор Генрихович поясняет, что уже потом вряд ли станет заниматься самолетами. Хотя тут же сам себе противоречит: «Многие конструкторы свои успешные попытки осуществляли лишь с третьего раза». Скорее всего, от романтической мечты, с которой Виктор Генрихович прошёл значительную часть своей жизни, он легко не откажется. Да и товарищи по работе не поймут. Тяга в небо – это навсегда!