- Они же у меня не на прямой связи!
- А ты их найди через кривую связь. Но найди!
В кабинете начальника производственно-технического отдела Центральных электрических сетей телефон не замолкает ни на минуту. В минуты паузы Иван Якумас успевает ответить еще и на вызовы с мобильного – тоже по работе. Нужно срочно допускать бригаду на работу под линией, но возник вопрос с оформлением документов. Еще несколько звонков – и вопрос решен. Люди работают.
- Я с детства любил работать руками: мастерить, строить, чинить. И очень мне нравились машины, всевозможная техника. На тот момент мы жили в лесоучастке, и по окончанию школы я собирался пойти учиться на механизатора. В 16 лет я принес документы в лесотехнический техникум. Но увидел объявление о наборе в горно-нефтяной техникум на новый факультет - контрольно-измерительных приборов и автоматики. И так меня эта специальность заинтриговала, что я даже не раздумывал – забрал документы из лесотехнического и поступил в горно-нефтяной. И в 19 лет, в 1965 году, будучи обладателем диплома с отличием, получил возможность выбрать работу по вкусу.
Именно в мае 1965 года в районном энергетическом управлении «Комиэнерго» были созданы «Ухтинские электрические сети», объединившие район высоковольтных сетей и трансформаторных подстанций Ухтинских ТЭЦ, а также небольшие разрозненные электрохозяйства. В августе местная служба релейной защиты и автоматики пополнилась новым специалистом – Ивана Якумаса приняли на должность электромонтера релейной защиты. С тех пор место работы Иван Иванович не менял – и стал своеобразным рекордсменом. Дольше него в производственном отделении не трудился никто.
- В 1965 году у нас было совсем немного линий – восемь штук по 35 киловольт и отходящие по 6 кВ с ТЭЦ-1 и Сосногорской ТЭЦ и подстанций 35 кВ в поселках. Основные подстанции находились в Яреге, Первомайске, Доманике и Водном. Все они появились еще в сороковых годах, так что были уже не новые, зато как там было грамотно и красиво все выполнено! При этом схем никаких не было. Люди, которые все это делали, схемы в голове держали, а потом сами там работали, так что поначалу это и не нужно было. Тут пришли мы, молодые специалисты, и нам поручили все эти схемы детально прорисовать, – вспоминает Иван Якумас кропотливую, но интересную работу.
Через несколько лет молодой специалист перешел в диспетчерскую службу. Сначала трудился инженером-режимщиком, затем диспетчером, в конечном итоге стал начальником службы. Предприятие тем временем росло. Изначально деятельность Ухтинских электросетей распространялась на 300 квадратных километров, на балансе числилось 430 километров воздушных линий электропередачи, а численность персонала составляла всего 175 человек. Постепенно под управление перешли электросети близлежащих северных территорий. К середине восьмидесятых протяженность линий выросла в шесть с половиной раз, а объемы электропередачи – почти в пять. Шаг за шагом Ухтинские электрические сети стали отвечать за всю центральную часть республики. Росту Ухтинских электрических сетей поспособствовало развитие добывающих отраслей – нефтяной, газовой, лесной: чтобы наращивать объемы, требовалось больше энергии. Да и сама Ухта быстро росла.
- Мы поначалу опоры по линиям на подводах развозили. Другой техники не было. Первая машина пришла в сети в 1969 году. Это был ГАЗ-52 с будкой – его тут же передали оперативно-восстановительной бригаде. Кстати, советская техника была очень даже неплохой. Это сегодня УКВ диапазон почти исчез, в приоритете мобильная и спутниковая связь. А я как-то, еще будучи диспетчером и сидя на смене, по коротковолновой станции слышал переговоры таксиста в Одессе. Хотя станция вроде как предназначалась исключительно для местного пользования.
В семидесятые годы были введены в строй подстанция в Нижнем Одесе и первая очередь подстанции «Городская» в Ухте, централизованным электроснабжением охватили промышленные районы с населенными пунктами Пашня и Вуктыл. Под нагрузку была поставлена воздушная линия электропередачи в 220 киловольт «Ухта – Печора» – это стало началом образования единой энергосистемы региона. Ввели в эксплуатацию воздушную линию «Ухта – Микунь», и Ухтинский энергоузел соединился с Сыктывкаром, что повысило надежность электроснабжения. Также в строй вступила линия «Ухта – Троицко-Печорск».
- С шестидесятых годов, конечно, очень многое поменялось. Раньше все оборудование диспетчерской было как вот эти два телефона: одну кнопку нажимаешь, оперативники на всех подстанциях сразу на связь выходят. И связь только проводная. Поэтому в те годы на каждой подстанции дежурили люди. Телемеханики не было никакой, – говорит Иван Якумас. – Я первым начал работу по ее внедрению, с управления секционным выключателем 35 кВ на Яреге. Вместе со связистами и релейщиками сделали задуманное и понравилось нам. Привлекли ребят из свердловского института – чтоб продолжить начатое. Вот так зачиналась телемеханика Центральных сетей. Щит диспетчерский первый был в виде рисунка на ватмане размером со стол. Там вручную нарисована схема, сверху лежало оргстекло с просверленными дырочками. Ну и обозначения были. Коммутационные аппараты – это флажки, обыкновенный разрезанный кембрик. Выключатель – это квадратик из связистского провода. Разъединитель – разрезанный провод. В ежедневном режиме все изменения по схеме диспетчер рисовал карандашом, переставлял флажки – а потом возвращал все в исходное состояние. Если схема дополнялась либо менялась – ватман перерисовывали. В 1971 году для диспетчерской купили мнемощит. Он прослужил Центральным сетям верой и правдой 45 лет. Его сменили две недели назад, когда он уже в буквальном смысле выцвел.
С должности руководителя диспетчерской службы Иван Якумас пересел в кресло начальника производственно-технического отдела.
- Я даже не могу сказать, какой из моих чинов был самым интересным и значимым. Любая работа, любое направление на сетевом предприятии интересно, но при одном условии - если ты полностью отдаешь себя работе, не бьешь баклуши. Надо уметь отдавать себя целиком. На нашей территории сейчас семь административных районов, если посмотреть по площади, получится, что вся Прибалтика войдет. На месте мы не стоим, скоро у нас появится новая подстанция в Верховье для нужд нефтяников. Началось строительство второй линии электропередачи на Ижму и Усть-Цильму. Энергетика не стоит на месте, технологии новые, аварийность снижается, работать интересно!
У Ивана Якумаса пятеро детей, десять внуков и один правнук. Многие идут по его стопам, становятся работниками разных сфер энергетики. Внук, например, сейчас учится в Санкт-Петербурге на специалиста по атомной энергетике.
- Молодому поколению предстоит завершать начатое нами. Строить вторые цепи. Повышать надежность. Я вот помню, в 1976 году в 50-градусный мороз оборвался у нас провод на Боровую и Чиньяворык. Дизель в такой мороз запустить не смогли. Заморозили, короче говоря, поселки. И со следующего года завели мы режим «два провода – земля». Много лет он нас спасал. Это на линиях 35 кВ. А работали мы в неполнофазном режиме и на линиях 110 кВ. Особенно часто гасло направление на Троицко-Печорский район. Там линию смонтировали не совсем правильно – тросостоек не было и грозотрос крепили прямо к верху опоры. А провод шел зигзагом. Шуба на трос намерзала - и он ложился на провод. Щелк – все, погасли. Фазный провод замкнуло. Мы в неполнофазном режиме эту фазу выводили, включались и снова работали. Сегодня такая актуальность отпадает. Появились вторые цепи, и отключения уже не критичны – запитываем потребителей по второй цепи и устраняем нарушения на линии.