Двери подстанции 35/10 кВ «Корнилово» открывает обаятельная женщина с приветливой улыбкой и горящими глазами. Надежда Борисовна, как истинная хозяйка, сразу приглашает войти в помещение, сопровождая диалог заливистым искренним смехом, который не часто услышишь среди работников столь серьёзной профессии - энергетик.
- На работе я серьёзная, хоть и хохотушка, - начала рассказывать Надежда Борисовна. – Потому что работа у нас не простая – требует ответственности и дисциплины. Для того, чтобы постоянно быть «в режиме ожидания», нужна закалка и привычка. Ведь не угадаешь, когда произойдёт отключение – может ночью, а может в выходной. А когда масштабные аварии случаются, которых уже давно не было – тьфу-тьфу-тьфу (стучит по дереву), на самом деле трудно. Помните когда «ледяной дождь» был? Вот в тот день действительно было страшно. Помню, сигнализация сработала - прибегаю на подстанцию, а там всё мигает. Ну, думаю, смертушка моя пришла (смеётся). Выполнила указания диспетчера, сделала переключение. Потом снова отключилось, заморгало и так несколько раз подряд. Я так переживала, что стала говорить с подстанцией как с живой: «Чего ты отключаешься у меня? Успокаивайся, давай», - и, правда, «успокоилась».
Надежда Борисовна – электромонтер по обслуживанию подстанции Усть-Кубенского РЭС «Вологдаэнерго», пришла на подстанцию 27 лет назад, проходила обучение под руководством наставника. Потом была масштабная реконструкция подстанции, привыкание к новому современному оборудованию, снова обучение, и вот уже 10 лет она работает на энергообъекте одна.
- Период работы разделился на «до реконструкции» и «после». К старому оборудованию я уже привыкла, всё знала, а когда объект ввели в новом обличие, снова пришлось учиться. С одной стороны работа стала проще, ведь на новой подстанции, которая вообще не предполагает наличие дежурного, всё телемеханизировано. Но с другой стороны все понимали, что её надо обслуживать и контролировать. Мой дом находится сразу за подстанцией, сигнал выведен прямо в прихожую, поэтому я всегда начеку и поблизости. К слову сказать, хорошо, что сейчас есть нормальная связь. Раньше, когда только начинала, телефонов на подстанции не было, - переключение сделаем и бежим домой докладывать. Сейчас лучше – есть мобильники.
В любой профессии не обходится без курьёзных случаев. Энергетика – не исключение. Нередко на энергообъекты, расположенные рядом с лесополосой, наведываются, а иногда и устраивают дома дикие звери. По рассказам Надежды Борисовны к её дому приходят даже кабаны, но одна встреча с представителем семейства пресмыкающихся, которая произошла еще на старой подстанции, осталась в памяти на всю жизнь.
- Почти год я дружила с одной змеёй (смеётся). Когда первый раз увидела так и обомлела. Я их жутко боюсь, поэтому выгнать ни как не могла, а змейка тем временем обосновалась на краю подстанции и чувствовала себя вполне комфортно. Так мы мирно сосуществовали – она не трогала меня, а я её. Сейчас такого, конечно, не произошло бы – территория подстанции полностью асфальтирована и обнесена прочным забором, а раньше оборудование стояло на траве. Защитных костюмов в то время тоже не было – ходили в своём. Помню, когда появилась первая спецодежда, надевать её каждый раз при походе на работу не хотелось – костюм ведь совершенно не женственный. А сейчас привыкла, чувствую себя в спецодежде полностью защищённой. В нём не страшно и змею встретить (смеётся) и с оборудованием работать.
За годы работы в сетевой компании Надежду Борисовну отметили Благодарностью и Грамотой «Вологдаэнерго». Она достигла пенсионного возраста, но продолжает работать на любимой подстанции. Руководство уважает её за заслуги, и отправлять на заслуженный отдых не спешит, ведь опыта, энергии и оптимизма ей не занимать.