Александр Пятунин более 20 лет трудится мастером Ухотского участка Каргопольского РЭС. Не раз новогодние праздники ему приходилось проводить на дежурстве. В любую погоду устраняли нарушения на линиях. Вот и на этот раз в первые дни января 2015 года погода внесла свои коррективы в штатный режим работы энергосистемы Каргопольского РЭС. Однако бригада мастера восстанавливала электроснабжение, возвращая свет в дома местных жителей, и помогала коллегам соседнего участка электросетей.
- Январские праздники для тех, кто хорошо проводит время, обычно пролетают быстро, а для нас – энергетиков - частенько тянутся очень долго, - рассказывает Александр Михайлович. – Работать, как назло, приходится не покладая рук.
31 декабря в 14:20 отключилась воздушная линия электропередачи 35 кВ из Каргополя. 70 км линии остались без напряжения, а также все отходящие от нее линии меньшего напряжения 10 кВ, а это несколько десятков населенных пунктов. Линию, конечно, запитали по резервной схеме, жителям дали свет. Но напряжение было низким, недостаточным для работы двигателей котельных, энергоемких приборов у населения.
Надо было как можно скорее устранить причину неисправности (предположительно замыкание провода на землю или дерево), а прежде – найти ее на протяжении этих 70 км. В декабре темнеет у нас быстро, уже часа через три после полудня. Наши монтеры в глубоких сумерках выдвинулись на осмотр участка линии до Лекшмоозера, а это почти 40 км. Дальше линию осматривала бригады Кречетовского и Каргопольского участков. Мы все обошли, но повреждений не обнаружили. Я доложил начальнику РЭС, что на нашем участке повреждений нет. И только около 20 часов отпустил ребят по домам. Предупредил, что завтра будет рабочий день. Никакого отдыха, расслабляться нельзя!
На следующее утро, 1 января, снова всех подняли на работу, собрали к 8:00 утра и поручили повторно обойти всю линию пешком. В тот день еще лыжи более-менее катили, было не сыро. Но как бы внимательно не смотрели монтеры, так моя бригада ничего и не обнаружила. Вечером на наш участок приехали начальник и главный инженер РЭС. Уже в ночное время мы прошли еще два километра до Каргополя, но повреждений не выявили.
На следующий день продолжили обход. 2 января утром лыжи нисколько не катили, снег просто прилипал к ним. Идти на лыжах было невозможно. А осматривать линию надо. Я попросил ребят продолжить обход и, чтобы подать пример, сам пошел с бригадой, утопая по пояс в снегу. Где-то через 12 км по трассе обнаружили провод, лежащий на земле. Сообщил в РЭС, организовали аварийно-восстановительные работы, и к вечеру наша бригада восстановила нарушение на линии. Электропитание было подано в нормальном режиме на все населенные пункты. Жителям больше не нужно было волноваться из-за низкого напряжения и мигания света.
Однако, в связи с последующими снегопадами и заморозками, эта и другие линия потом еще не раз отключались из-за снегоналипания. Снег и наледь клонили провода к земле.
До 17 января мы работали ежедневно с утра до вечера. Бригада моего участка обслуживает около 220 км линий 0,4 – 10 кВ и 64 трансформаторных подстанции, от которых непосредственно получает электроснабжение население деревень. Представляете сколько это работы? Все расстояния приходится преодолевать на лыжах. А у меня в бригаде всего три монтера, два водителя и я.
Тем не менее, мы стараемся не допускать массовых отключений и даже помогаем соседним участкам в устранении сложных нарушений. Выполняем все распоряжения руководства РЭС, никогда не отказываемся от дополнительной работы, трудимся сверхурочно, если необходимо. Выполняем все планы ремонтных работ по линиям 0,4-10 кВ. При отключениях линии мы всегда оперативно в любую погоду выдвигаемся в обход. Восстановление может затянуться, потому что обрыв провода голыми руками не устранишь. Нужна техника, лебедки. А техника не везде может подъехать. Вот и выкручиваемся.
Нужно учитывать, что у нас нет крупных промышленных потребителей, которым мы сразу должны включить резерв. Только жилые постройки. Их мы обязаны запитать их в течение суток как потребителей 3 категории. Но мы всегда стараемся сделать это как можно быстрее, ведь чисто по-человечески понимаем, как тяжело жителям без электричества. Это же наше односельчане, соседи, товарищи. Поэтому каждое отключение на своем участке мы воспринимаем близко к сердцу и делаем все возможное, чтобы ликвидировать аварию в кратчайшие сроки.
Знаете, два десятка лет я работаю здесь, и у меня душа болит за состояние электросетей в районе. С начала 70-х годов линии не реконструировались, а делать это необходимо. В некоторых местах пролет между опорами достигает 400 метров. Провода за десятилетия вытянулись, при небольшом налипании снега опускаются до самой земли. Здесь нужно ставить промежуточные опоры или натягивать, менять провод. Налипания на переходах линий через речки, ручьи, болота из-за испарений быстро превращаются в обледенения. А никаких приборов, чтобы устранять эти обледенения, нет. В таких местах надо больше расширять просеки, чтобы деревья не удерживали испаряющуюся влагу. На всех протяжённых линиях надо использовать приборы, позволяющие точно определить место замыкания. Технику обновить. Бурильно-крановую машину и бригадный УАЗ недавно для нас закупили, а снегоход пока старый, ему 28 лет.
Вы спрашиваете, в чем мой жизненный принцип? Я считаю, что мы должны смотреть вперед, думать о модернизации. Энергетики в районах – люди незаменимые.