РАО ЕЭС предлагает с 2007 г. создавать в бюджете соцрезерв для компенсации перекрестного субсидирования

22.11.2005

 РАО "ЕЭС России" в рамках ликвидации проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике предлагает с 2007 года создавать в федеральном бюджете РФ специальный социальный резерв (резерв обеспечения доступности электроэнергии) для компенсации энергоснабжающим организациям заниженного энерготарифа для социально значимых категорий потребителей.

Данное предложение содержится в материалах к заседанию комитета по стратегии и реформированию при совете директоров РАО "ЕЭС", которое запланировано на вторник.


РАО "ЕЭС" предлагает легализовать перекрестное субсидирование за счет социального резерва, который будет формироваться из ежемесячного целевого неналогового сбора в бюджет с участников оптового энергорынка. При этом главным распорядителем соцрезерва планируется определить Федеральную службу по тарифам (ФСТ).

Предполагается, что субсидии из соцрезерва будут получать энергосбытовые компании/гарантирующие поставщики, которые осуществляют энергоснабжение социально значимых категорий потребителей. Выплаты предлагается производить ежеквартально на основании заявок, согласованных с региональными энергетическими комиссиями (РЭК).

Предполагается, что такой механизм будет действовать до окончания переходного периода реформирования электроэнергетики, затем его заменит система адресных бюджетных субсидий для населения, говорится в материалах РАО.

Для реализации нового механизма субсидирования необходимо будет принять ряд изменений в федеральные законы, а также пакет постановлений правительства РФ и методических указаний ФСТ РФ.

Действующая система перекрестного субсидирования в электроэнергетике основана на том, что энергокомпании компенсируют свои затраты на обслуживание населения, оплачивающего электроэнергию по заниженному тарифу, за счет повышенного тарифа для других потребителей, в основном промышленности. Однако эта система не устраивает промышленные предприятия, которые сами или через независимые сбытовые компании стремятся выйти на оптовой рынок электроэнергии, в результате чего АО-энерго теряет источник компенсации своих затрат на обслуживание населения.

Кроме того, в процессе энергореформы региональные АО-энерго разделяются на самостоятельные компании по видам бизнеса, каждая из которых имеет собственный тариф, что также делает невозможным использование существующего способа перекрестного субсидирования.

В настоящее время ежегодный объем перекрестного субсидирования в электроэнергетике оценивается в 60 млрд. рублей.

По материалам  ИА ИНТЕРФАКС